Как пережить первый курс на физмате (и не только): лайфхаки от выпускников вуза

Большинству первокурсников учебная нагрузка поначалу кажется непривычно большой, а темп — слишком интенсивным. Своими лайфхаками поделились выпускники программы «Прикладная математика и информатика» в Питерской Вышке — чемпион международной студенческой олимпиады по программированию ICPC и студенты, которые стажировались в Google, Facebook и Asana.

Как решать сложные домашки

1. Прочитать условия всех задач, как только задание выдали

Есть правило: как только выдали домашку, нужно прочитать все задачи. Потом её можно отложить на время, но после первого просмотра, во-первых, могут возникнуть вопросы, во-вторых, можно будет прикинуть, насколько задачи сложные и сколько времени понадобится на решение.

2. Выписывать все мысли

Некоторые, пытаясь решить задачу, просто сидят и смотрят на условие в ожидании озарения. Это не очень продуктивно — лучше сразу выписывать все мысли и факты, которые приходят в голову. Так не получится забыть, о чём вы думали полчаса назад, и, посмотрев на записи позже, можно будет прийти к каким-то новым идеям.

3. Решать по частям и в несколько заходов

Большие задачи стоит разбивать на маленькие — «есть слона по кусочкам». Если совсем неясно, с чего начать, можно отдельно запланировать пункт «Понять, что делать в этом задании» и выделить время, чтобы поразмышлять, что требуется и как к этой домашке лучше подойти.

Большие и сложные задания удобно делать не в один присест, а постепенно в течение нескольких дней. Если начали задолго до дедлайна, к нерешённым задачам можно будет вернуться позже. К тому же, после первой попытки информация уляжется в голове, и к следующему подходу понимания будет уже больше.

Делать всю домашку в последний день перед сдачей плохо в том числе потому, что не успеваешь задать вопросы. Едва ли помогут одногруппники, которые сами взялись за задания в последний момент, а преподаватель уже давно спит, если вы решаете задачу в ночь перед сдачей.

Подход «отложить задачу и вернуться через время» можно применять и к более мелким заданиям, которые не решаются сразу. Мозг продолжит размышлять над ними в фоновом режиме, если переключиться на что-то другое.

4. Алгоритмизировать процесс решения и применять все известные формулы

Для решения популярных типов задач можно придумать алгоритм: пытаться последовательно применить к каждой несколько стандартных техник, которые разбирали на занятиях. Техники полезно даже выписать на отдельный листок.

Если для решения домашки подходит пятьдесят способов, вы применили их все и выяснилось, что все неправильные и задача не решается, — по крайней мере, вы многое попробовали, и уже от этого можно чувствовать себя не так плохо. Заодно стоит подойти к преподавателю с комментарием: «У меня не получается решить задачку», — и добавить: «Вот эти способы я применяю, они не сработали». Это будет звучать более весомо, чем простое: «У меня не решается».

5. Начать с примерного решения, не обязательно правильного и полного

Особенно хорошо такой подход работает с задачами по программированию. Бывает полезно для начала написать какое-то неполное и неоптимальное решение, а затем его улучшать. Даже если частичное решение не принесёт баллов из-за строгой системы оценки, оно поможет как минимум проверить, понимаете ли вы, что вообще происходит в задаче.

Некоторые студенты пытаются сразу сделать решение полным и идеальным, сталкиваются с трудностями, попадают в ловушку — и в итоге не решают задачу, потратив много времени даром.


Как всё успевать

1. Садиться за домашки сразу

Здесь логика простая: чем раньше взяться за задания, тем быстрее их можно закончить, и тем меньше шанс, что придётся работать до поздней ночи. Можно решать задачи в транспорте по дороге домой, садиться сразу после обеда или уже во время обеда начинать над ними думать.

2. Ограничивать время, которое вы можете потратить на задания

На решение домашек можно распространить подход, который используют участники олимпиад по программированию. Бывают олимпиады, где за каждую задачу присуждается разное количество баллов в зависимости от сложности. В этом случае участники за ограниченное время пытаются набрать как можно больше баллов. На других олимпиадах самая сложная и самая простая задачи «стоят» одинаково, и в этом случае нужно решить как можно больше задач. При такой системе оценивания логично сначала потратить время на правильные и полные решения простых задач, а в конце переходить к сложным.

Взявшись за домашнюю работу, полезно оценить, какой из этих случаев применим, и ограничить себя по времени, как на олимпиадах. Например: «Я трачу не более четырёх часов на эту домашку» или «Не более часа на каждое задание». В противном случае можно потратить много времени на задачу, которая почти решилась, но не решается, потерять время и не успеть сделать более лёгкие задания.


..Следующая страница->