«Вся ответственность переходит на меня». Десятиклассница — о дистанционной учёбе и своих приоритетах

Сейчас в сети много постов и статей преподавателей о том, как они видят концепцию дистанционного освоения программы, а мы решили узнать, как её видят ученики. Десятиклассница Настя Галицкая из «Новой школы», конечно, не пытается говорить за всех, а пробует рассказать о своём опыте.

Из-за эпидемии наша школа, как и многие другие в Москве, перешла на дистанционное обучение. Ожидаемая реакция на внеплановые двухнедельные «каникулы» — это, конечно, радость: куча свободного времени, можно выспаться, да и вообще весной кажется, что есть дела поважнее контрольной по тригонометрии. Но довольно скоро приходит осознание, что учиться-то всё ещё надо, а ответственности становится только больше.

Вообще, у нас мало кто обрадовался дистанционной учёбе, потому что школьные будни в «Новой школе» не страшные или ненавистные. Когда информация о коронавирусе только появлялась, а лента инстаграма заполнялась новыми мемами о COVID-19, мы все шутили, разговаривали об этом. Тогда это казалось чем-то отдалённым, безусловно страшным, но всё же не было ощущения, что происходящее напрямую коснётся и нашей школы.

Но сразу после сообщения директора, что школа на ближайший месяц на удалёнке, групповые чаты просто взрывались от обсуждений учителей с учениками дальнейшего формата уроков. Кто-то паниковал, а кто-то, понимая сложность ситуации, пытался рационально разложить её и найти какие-то выходы. Как оказалось, некоторые учителя столкнулись с задачей отладки удалённого обучения впервые.

Преподаватели честно признались, что не знают идеального способа, и спросили нас, какие решения видим мы

Самым популярным предложением учителей и учеников были онлайн-трансляции и вебинары, но как ученица скажу, что на самом деле это очень плохо работает. Через 20–30 минут удержать фокус становится очень сложно, особенно если это не обсуждение, а лекция. В голове сразу появляется миллион идей, как я могла бы полезнее провести это время.

Мне кажется, такой формат подходит на случай, когда у ученика есть какая-то проблема или конкретный вопрос, который удобнее обсудить не по переписке, а, например, по скайпу.

Вторым вариантом стала самоподготовка по материалам, которые нам скидывает учитель. Этот вариант пока оказался наиболее оптимальным именно для меня: освобождается время от урока, но при этом забить на предмет тоже не получится. Конечно, этот вариант предусматривает, что ученики в состоянии распределить своё время так, чтобы ещё что-то сделать. И это иногда сложно, если лежишь дома, а у тебя скачался целый сезон нового сериала.

Учителям сложно дистанционно определить нашу загрузку и появляются идеи вроде «О, у вас же теперь так много времени, давайте еще парочку сочинений напишем»

Некоторые преподаватели даже предложили нам на какое-то время отложить предмет, а потом нагнать упущенное. На первый взгляд может показаться, что это совсем плохой вариант и просто халява, но зато очень помогает понять, какие предметы тебе важны. Я поняла, что некоторые предметы готова учить с внешними источниками даже без мотивации от школы, а о каких-то на неделю забыла и не хотела вспоминать.

Думаю, мне повезло, что мама доверилась мне в плане образования и не заходит каждый час с вопросами типа «У тебя же сейчас по расписанию математика, почему ты обществознание делаешь?». Да и если ночью увидит, что я сижу с уроками, она не будет спрашивать, почему я раньше их не сделала. Не сделала — значит, не сделала.

Это очень удобно в связи с самоизоляцией, потому что вся ответственность переходит ко мне. Если тайм-менеджмент плохой, то это только моя проблема. Сейчас весь день планирую сама, только несколько онлайн-уроков по расписанию. Тяжко немного, ну а как ещё-то?

Думаю, что в связи с тем, что сейчас это очень актуальная проблема, будут появляться новые решения, а пока ждём и стараемся извлечь максимальную пользу из наших «каникул». Не болейте!

Иллюстрация: Shutterstock (squaredot_art)