«От учёбы за компьютером ещё никто не умер». Невролог — о том, помогут ли успокоительные и ноотропы пережить удаленку

Психологи уже объясняли нам, как пережить удаленку и не сойти с ума. На очереди — врач-невролог. Доктор Вероника Оранская рассказывает, опасно ли обучение онлайн для детского мозга, нужна ли ему лекарственная поддержка и что станет со школьниками, если долго не выпускать их на улицу.

Дети и взрослые уже месяц (а кто-то даже больше) сидят в изоляции. Это опасно для нервной системы?

Поскольку текущая ситуация достаточно неожиданная и новая для всего мира, точно ответить на вопрос я не могу: пока просто нет исследований на эту тему. Поэтому мы исходим из предположительных данных о том, что уже известно нам о взрослых из проведенных ранее исследований.

Естественно, в изоляции у детей ограничены контакты со сверстниками. Раньше они могли на перемене пообщаться друг с другом, сбросить таким образом напряжение. Сейчас этих возможностей меньше — узкий круг общения, не переключиться с домашних дел на каких-то внешние активности: посетить кружки, секции, погулять.

То есть напряжение осталось прежним (а где-то даже усилилось), а вариантов, чтобы переключиться, снять его, стало меньше. Это может вызывать тревогу, какие-то расстройства настроения. У детей это, как правило, проявляется в виде повышенной требовательности, капризов, жалоб на головную боль и других неспецифических недомоганий.

Что делать, если это произошло?

Обычно в таких ситуациях помогает четкое расписание, смена работы и отдыха, нормализация режима дня. Школа вообще структурирует наш ритм жизни: встаем, завтракаем, одеваемся, идем на уроки, потом кружки, делаем домашку. Сейчас у детей освободилось время, которое они обычно тратят на дорогу до школы и обратно, они не посещают кружки, поэтому надо чем-то себя занять.

Для того чтобы было легче, можно составить план, которому не обязательно следовать на 100%, но хорошо бы на него ориентироваться

Отлично, если у вас есть возможность включить в него зарядку на свежем воздухе — например, в комнате с открытым окном или балконом.

Важно чередовать работу и отдых, то есть не загружать детей только онлайн-занятиями и домашкой, а дать возможность позаниматься тем, что им самим нравится. Здорово, если это занятие не будет связано с гаджетами, но, с другой стороны, если ребенок больше всего скучает по общению с друзьями, отнимать у него смартфон и лишать возможности поговорить неправильно. Это только усилит тревогу.

Большое количество онлайн-активностей вредно для нервной системы?

Опасности как таковой нет: еще никто не умер оттого, что поучился пару месяцев перед компьютером. Но, конечно, длительное пребывание перед экранами способствует перенапряжению глазных мышц. Это как минимум может привести к временному ухудшению зрения (оно проходит после отдыха). А длительное пребывание в неправильной позе, с нарушенной осанкой может вызвать обострение головных болей, болей в спине.

Но, насколько мне известно, продолжительность онлайн-уроков сокращена по сравнению с обычными. Дети имеют возможность устроить себе перемену (в это время лучше встать, подвигаться, отвлечься от экрана). В общем, если не загружать ребенка дополнительными онлайн-занятиями весь день, все не так страшно.

Стоит ли как-то реорганизовать рабочее место ребенка с учетом того, что теперь он большую часть времени дома?

Общие принципы организации рабочего места остаются прежними. Оно должно быть максимально удобным для школьника, чтобы он никому не мешал и никто не мешал ему, то есть стол по возможности не должен стоять на проходе. Плюс дети сейчас в основном работают с монитором, дисплеем, а не с книгой, а значит, нужно проследить, чтобы свет не мешал видеть и воспринимать изображение на экране. Требования к столу и стулу также остаются прежними: соответствие росту ребенка, возможность сидеть, чтобы спина была прямая, чтобы локти не свисали со стола. То есть каких-то особых рекомендаций нет, главное — удобство и комфорт восприятия информации с экрана.

Отсутствие прогулок может негативно повлиять на нервную систему, вызвать гипоксию, например?

Гипоксия — это острое состояние, когда поступление кислорода к какому-то органу, к тканям не соответствует потребности в нем. Например, это может быть острая дыхательная недостаточность (скажем, при астматическом статусе, при тяжелой пневмонии), при инфаркте мы говорим о гипоксии сердечной мышцы, при инсульте — о гипоксии мозговой ткани. Из-за нехватки кислорода при таких состояниях нарушаются обменные процессы, это приводит к тому, что биохимия меняется и клетки погибают. От простого пребывания в квартире или доме такого быть не может. Даже если вы не проветриваете (например, у кого-то из членов семьи поллиноз), кислорода в воздухе все равно будет достаточно для нормального функционирования организма.

Если говорить о нехватке свежего воздуха, прогулок, то это скорее может фоново влиять на наше настроение. Меняется привычный образ жизни, мы видим перед собой одну и ту же картинку, одних и тех же людей. Но причина снижения качества жизни тут не столько в отсутствии свежего воздуха, сколько в изменении привычного ритма. Конечно, по возможности нужно проветривать помещение как можно чаще, отлично, если есть балкон — его сейчас можно по максимуму разобрать и использовать как место для прогулок, такую зону отдыха.


..Следующая страница->