Человек, который придумал уроки: «акушер знаний» Ян Коменский

С имени Яна Амоса Коменского начинается история и самой педагогики, и ее идей. Автор учебников, реформатор школ нескольких стран, сказавший, что «Книги — это инструмент мудрости», он ещё в XVI веке создал образование в том виде, в каком оно, немного изменившись, дошло до нашего времени. Коменский, несмотря на свои гуманистические взгляды и широчайшую эрудицию, был гоним при жизни и видел, как сжигали его сочинения.

Просветитель и гуманист

Ян Амос Коменский — личность замечательная. Даже в истории Средневековья, когда гении были универсальными, а их познания — энциклопедическими, его фигура стоит особняком. Он изобрел педагогику как науку, придумал и ввел классно-урочную систему обучения — невероятную инновацию для того времени, когда каждому ученику учитель давал индивидуальные задания. Коменский реформировал систему образования сразу нескольких стран, написал с десяток учебников (и это далеко не все!).

Ян Амос Коменский

Он был гуманистом, писателем, общественным деятелем, епископом протестантской церкви. Его имя помнят в Англии — здесь были осуществлены первые издания его самых известных книг; в Швеции по его идеям была подготовлена реформа шведской школы, для нее он специально написал несколько учебников; в Венгрии и Трансильвании, где он работал и преподавал; в Голландии — где он жил последние годы и где увидело свет собрание его педагогических сочинений.

Но, конечно, больше всего гордится Коменским Чехия — в Праге есть музей, посвященный ему и его идеям, а его портрет украшает купюру в 200 чешских крон. Что неудивительно, потому что Коменский был настоящим патриотом — боролся за свободу вероисповедания и возвращение чешской государственности в эпоху европейской смуты.

Портрет Коменского на банкноте в 200 чешских крон

Фамилия дедушки, а слава мировая

Философ, священник и просветитель, который провёл европейскую образовательную реформу, родился 28 марта 1592 года в чешском городке Нивнице в небогатой семье Мартина Коменского и Анны Хмеловой. Отец Мартина и дед Яна перебрался в Моравию из Словакии и в честь нового места жительства, деревни Комнэ, взял новую фамилию, Коменский, вместо предыдущей, Сегеш. Кроме Яна, в семье Коменских было четверо детей. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Чешских братьев, братству гуситского толка.

В семь лет Ян пошел в школу братства, так началось его религиозное образование. В 1602 году, когда Яну было 10 лет, в Нивницу пришла чума, от которой умерли его родители и две старшие сестры. Оставшийся без семьи, мальчик начинает раздумывать о семейном и родительском воспитании, которого он лишился. Он продолжает учиться, как этого хотели его родители. В 16 лет Ян поступил в латинскую школу в соседнем городе Пршерове, в которой проучился два года. В соответствии с принципами церкви Чешских братьев в 1611 году он принимает крещение и второе имя — Амос.

Рукопись Коменского на латыни и чешском языке, 1611 год

После этого Коменский продолжает учебу в Реформатской академии Херборна, а затем в Гейдельбергском университете. Именно в эту пору он начинает работу над полным словарем чешского языка — она займет больше 40 лет, а в конце его жизни книгу сожгут. Кроме неё, Коменский пишет что-то вроде всеобщей энциклопедии — «Театр всех вещей».

В 1614-м двадцатидвухлетний Коменский — учитель братской школы в Пршерове. Тут он знакомится с Магдалиной Визовской, своей будущей женой, падчерицей бургомистра. У них родится двое детей. Коменский преподает и пишет учебник «Грамматика латыни». В 1616 году Ян, уже священник общины Чешских братьев, начинает читать проповеди.

В 1622 году вновь приходит чума и опять оставляет Яна Амоса одиноким: эпидемия уносит жизни его жены и детей

Через два года Ян женится снова — на дочери епископа Марии-Доротее. В это время в Европе идет Тридцатилетняя война между католиками и протестантами, последняя из великих религиозных войн Средневековья. В войну оказались втянуты многие европейские страны, а ее события разворачивались как раз в Центральной Европе, где жил Коменский. Чехия, как и Германия, одна из арен войны. В 1627 Коменский уезжает из страны и оседает в польском Лешно, где становится ректором и преподавателем в гимназии Чешского братства. В Лешно он напишет шесть (!) учебников по разным дисциплинам, в их числе — «Физика», «Астрономия» и «Материнская школа» (книга о воспитании).

В том же 1627-м Коменский начинает писать один из самых знаменитых своих трудов — «Дидактика», который на чешском языке выйдет в 1632. В 1638-м она же выйдет на латыни, дополненная и переработанная, и будет называться уже «Великая дидактика». В этой версии ее прочитают везде, и она сделает Коменского знаменитым.

Титульный лист немецкого издания «Великой дидактики», 1876 год

Школа

В его первой школе так нудно и неинтересно преподавали, что еще в выпускных классах Ян задумался о реформировании обучения. Одной из его идей был проект школы с семилетним обучением.

Новшество Коменского состояло в том, что каждому классу выделялись учебные комнаты, учебники и учителя. Это было придумано впервые в истории и стало революцией в образовании. В его методике впервые появились школьные учебники по возрастам, классы и учителя для каждой параллели.

Иллюстрация из книги Яна Амоса Коменского «Мир чувственных вещей в картинках»

По мнению Коменского, ребенка надо учить так, чтобы познание происходило наглядно, и изучать слова, сразу показывая предметы, которые они обозначают. Родители должны избегать пустых слов и сложных понятий. Ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь.

По Коменскому, вся жизнь становится для человека процессом познания и школой. Девочки и мальчики должны обучаться вместе. Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию.

Учить нужно в игровой манере. Если ребенок не может овладеть той или иной наукой, это ни в коем случае не его вина

Коменский предложил миру рецепт спасения через знания на уровне всеобщей мудрости, или пансофии, — и подходящую этому программу образования: нравственную, систематичную, наглядную и всеобщую.

Перемена мест

Его идеи станут популярными в Европе. Коменского приглашают в Англию, чтобы там он мог реализовать свои идеи на практике. Его книги начинают активно переводить на разные языки. Его зовут и во Францию, где у него много сторонников. Кардинал Ришелье предлагает ему начать реформы в Париже, обещая выполнить все условия. Но Коменский отказывается.

В 1641 году из-за гражданской войны Коменский переезжает из Англии в Швецию, где ему предложили провести образовательную реформу. Но замысел не был осуществлён, несмотря на огромную подготовительную работу. В 1648 году умирает вторая жена Коменского, но через год он женится ещё раз, чтобы было кому позаботиться о детях.

  • Книги — это инструмент мудрости.
  • Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
  • Без примера ничему не выучишься.
  • Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни.
  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
  • Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
  • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека плохо воспитанного.

В 1650 году князь Сигизмунд Ракоци из Трансильвании пригласил Яна Амоса Коменского в Венгрию — начать школьные реформы в городе Шарошпатаке. Это были золотые времена для Коменского: он писал, преподавал и претворял в жизнь свои идеи. Там он попытался осуществить замысел пансофического устройства (пансофия — одна из идей школы Коменского, где учат сразу всему). Учебный план, распорядок дня и методика преподавания строились по книге Коменского «Пансофическая школа».

Чтобы уйти от скучного преподавания и учить в игровой форме, Коменский придумал метод драматизации обучения. К своему учебнику «Открытой двери к языкам» он написал книгу «Школа-игра». А ещё в те же годы, пока он жил в Венгрии, Коменский выпустил другую удивительную книгу — первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», где каждое положение сопровождалось рисунком. (Звучит знакомо, да? Мы все до сих пор учимся по принципам Коменского.)

И снова переезд. Когда Коменский возвратился из Трансильвании в Лешно, между Швецией и Польшей началась война. Были потеряны и сожжены рукописи Коменского, пропала огромная библиотека, имущество, а ему пришлось бежать.

На этот раз он отправился в протестантские Нидерланды, в Амстердам. Тут он закончил «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», план реформы человеческого общества в семи частях. Фрагменты книги были опубликованы в XVII веке, а издание целиком считалось утерянным. Но в 30-е годы ХХ века нашли пять частей книги, а весь труд целиком впервые вышел в 1966 году.

Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 года в возрасте 78 лет. Его похоронили в Наардене, неподалеку от Амстердама.

Идеи

Главным понятием педагогической системы Коменского была идея пансофии — всеобщего обучения и воспитания детей любых сословий, национальностей и рас. Он верил, что принципы педагогики должны идти рука об руку с природой человека, задача воспитания и образования — развить все, что заложено в личности изначально. Преподавать надо на родном языке, учеба должна сопровождаться трудом. Учитель — это не профессия, а призвание.

Обучение должно быть наглядным, последовательным, непрерывным и системным. Школа должна выпускать активных, раскованных, свободных, смелых людей. Воспитывать нужно убеждением, а не принуждением. Важная роль в воспитании детей — именно пример взрослых.

Памятник Яну Амосу Коменскому в Чехии / Фото: Shutterstock (Jan Pohunek)

Нравственные качества у детей нужно развивать раньше, чем они научатся говорить. Чтобы личность развивалась, нужно, чтобы разум ребёнка всё время узнавал что-то новое. Детей нужно воспитывать в духе гуманизма. Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Одной из глобальных идей Коменского стала программа просветления человека — он назвал ее «Путь света». Полагаться следовало на благочестие, знание и добродетель, которые надо было развивать всю жизнь. Сам Коменский считал себя богословом и теологом, но в вечности он остался как педагог.


..Следующая страница->