Как пережить первый курс на физмате (и не только): лайфхаки от выпускников вуза

(2)

3. Хорошо отдыхать

Важно понять, как устроен ваш организм и что вам нужно, чтобы отдохнуть и почувствовать себя снова готовым к работе. Отдых обязательно нужно вносить в расписание.

Ещё один важный пункт — сон. У того, кто не высыпается, падает продуктивность. Можно поспать необходимые восемь часов или всего пять, поработав на три часа больше, — результат часто будет одинаковым. А сосредоточиться после пяти часов сна на следующий день будет гораздо сложнее.

4. Выписать все дела и дедлайны, понять приоритеты

Когда дел становится слишком много, полезно выписать их по пунктам и указать, насколько они важны и когда их нужно сделать на самом деле. Такой список помогает навести порядок в планах и, возможно, честно признаться себе, что не успеешь сделать всё.

Иногда стоит отказаться от чего-то или набросать только базовое, примерное решение, потратив в несколько раз меньше времени, а не доделывать задание до конца. Опасная грань — ограничить себя по времени и количеству затраченных усилий везде и ничего не узнать.

Бывает, что нужно отказаться от внеучебной деятельности. Одновременно учиться на пятёрки, четыре раза в неделю ходить на тренировки, играть за сборную по футболу и заниматься вокалом получится не в каждом вузе.

5. Делать вид, что все дедлайны раньше

Полезный приём — готовить все домашки так, будто срок сдачи на несколько дней раньше, чем на самом деле. Такое расписание даёт хорошую амортизацию. Если вы привыкли готовить задания на три дня раньше дедлайна, но в какой-то момент перестаёте успевать и опаздываете на день — остаётся ещё два запасных дня.


Как не волноваться перед экзаменами

1. Если для вас работают приметы и ритуалы — выполнять

Положить под пятку пятирублёвую монету, крикнуть в окно: «Халява, приди!», — или выполнять любые другие ритуалы — хорошая идея, если вам это придаёт уверенности.

2. Попробовать дыхательные практики

Дыхательные практики помогают сконцентрироваться и отвлечься от переживаний и навязчивых мыслей. Самый простой способ — сесть в удобную позу, выпрямив спину, сконцентрироваться на дыхании и постараться не думать ни о чём. Можно начать с нескольких минут и постепенно увеличивать время.

3. Рационализировать ощущения

Перед важным экзаменом можно попробовать разобраться в своих ощущениях через внутренний диалог: «Окей, почему я беспокоюсь перед экзаменом? Потому что думаю, что не готов. Если я не готов, то что? Я могу получить плохую оценку. Что нужно сделать, чтобы получить плохую оценку? Нужно завалить все определения из списка или хотя бы половину. Знаю ли я эти определения? Знаю».

Почему я волнуюсь? Что самое страшное произойдёт? Что нужно сделать, чтобы завалить этот экзамен? При таком подходе не нужно пытаться доказать себе, что всё будет хорошо. Важно переиграть свои эмоции и обмануть мозг. Заняться целенаправленным самообманом!

Ещё один подход: если вы ходили на все лекции и делали все домашние задания, бывает полезно настроить себя, что человек, который выполнял все требования, заслуживает хорошей оценки. С таким настроением гораздо легче отвечать.

4. Отвлечься, попросить разрешения выйти

Бывает, что накрывает уже во время экзамена: начинаешь над чем-то думать и понимаешь, что мысли разбегаются от волнения. В таком случае можно отвлечься и заняться чем-то еще. Сейчас думать не получается, и вряд ли это изменится в ближайшие 5–10 минут, значит, можно выделить время на что-то другое: попроситься выйти, прогуляться, выпить воды. Физическая смена деятельности помогает разгрузить мозг, а фокус внимания смещается. Когда волнение уйдёт, может оказаться, что задачи не такие уж и сложные.

Естественный для мозга механизм борьбы с переживаниями — выполнять привычные действия, не связанные со стрессом. Поэтому от волнения на экзамене могут помочь стакан воды, шоколадка или жевательная резинка.


Что ещё?

1. Общаться с людьми

Общаться нужно обязательно, даже если вы интроверт. В разговоре проще отрефлексировать проблемы, а ещё можно узнать, что такие же проблемы есть у других. Это поддерживает и даёт ощущение, что вы не один такой. Можно помогать друг другу: и всех есть свои способы решения проблем, которыми можно обмениваться. Аналогично, обсуждая решение задачи, можно делиться идеями и подходами и в итоге прийти к новым мыслям.

Вместе с одногруппниками можно провернуть масштабные проекты на весь курс или группу. Например, обнаружить, что не только вы хотите записывать лекции на видео: тогда будет проще подойти к преподавателю с таким предложением, найти у кого-нибудь штатив, у кого-то телефон. Если нужны конспекты, вместе будет проще всё организовать: найти сканер, сами конспекты среди других студентов.

Общаться с преподавателями тоже важно: можно договориться о переносе дедлайнов или обсудить моменты, которые были непонятны на лекции. Если о проблеме долго не говорить, в конце концов можно получить реакцию: «А почему вы раньше не сказали?». И это довольно справедливо: действительно, а почему вы раньше не сказали? Если боитесь подходить к преподавателю в одиночку, возьмите с собой одногруппников: от такой гурьбы страшнее всего будет именно преподавателю.


<-Предыдущая страница....Следующая страница->