Я устала клеить поделки ребёнку в детский сад. Что делать?

Детские поделки кажутся милыми, если не представлять себе, сколько на них было потрачено сил и нервов взрослых, которые узнали об этом домашнем задании за пару часов до сна. Что делать, если у вас не осталось сил склеивать животных из шишек, а ребёнок в этом не заинтересован вовсе, рассказывает психолог Марина Быкова.

Вопрос. Воспитатель детского сада постоянно задаёт на дом поделки. С одной стороны, конечно, хорошо, что у них часто проходят выставки, самодельный театр и другое. Но с другой стороны, мы с мужем уже просто вскипели от вечеров со склеиванием бумажек. Потому что сыну вырезать и клеить не интересно. А если он и делает что-то сам, то воспитатель не принимает работу. Приходится нам с мужем всё доводить до ума. Скажите, как заинтересовать в такой деятельности ребёнка и как объяснить воспитателю, что у нас есть и другие дела?

Ответ. Детский сад — первый социальный институт, в который попадает ребёнок. Там он учится общаться в коллективе, жить по имеющимся правилам, различать свои желания и обязательства. Вспомните, как сложно вступать в новый коллектив и делать то, что не всегда хочется: это трудно даже взрослому человеку на работе, а в первый раз в жизни вообще — гораздо труднее. Именно поэтому в социализации ребёнку помогают все взрослые — родители и воспитатели.

Зачем в саду постоянно задают поделки, рисунки, костюмы? Самый простой ответ — это развивает мелкую моторику, а заодно даёт начальные знания о физике вещей, сочетании цветов и форм. Но бывает и так, что с некоторыми заданиями ребёнок в принципе не может справиться, и это ложится на плечи родителей. В таких заданиях они работают в паре, ребёнок как будто учится ходить за руку. Лев Выготский называл это зоной ближайшего развития и говорил, что в процессе такого обучения знания усваиваются: вижу — повторяю — применяю. Другое дело, что у родителей часто нет времени на это развитие и они просто делают задание вместо детей.

Как заинтересовать ребёнка вырезать кружочки? Найти интерес для себя — поиграть, пофантазировать. В дошкольном возрасте дети интересуются всем, особенно если рядом взрослый. Придумайте вместе с ребёнком сказку для героя, которого вы раскрашиваете, оставьте одну из поделок дома и поставьте на свой рабочий стол. В 5-6 лет дети любят сюжетно-ролевые игры, пытаются усмотреть везде связь. Придумайте, что ваше творчество можно будет позже отправить на Марс — это совсем не обман, а игра. В детстве мы с бабушкой придумывали стихотворения, чтобы отправить на «Поле Чудес». Конечно, все творения уходили не Леониду Аркадьевичу, а учительнице по развитию речи, но заниматься в выходные было гораздо веселее.

Всё детское творчество нужно прежде всего самим воспитанникам. Выставки дают повод для радости и гордости, ребёнок понимает, что с помощью родителей он может сделать что-то сложное, стать сильнее.

Если поделки заполонили весь ваш дом и вы не готовы заниматься оригами после совещания — не показывайте это ребёнку. Авторитет воспитателя очень силён, и если дома он будет слышать, что сад приносит одни мучения, как он сможет продолжать учиться в школе и университете?

Вы можете поговорить с воспитателем отдельно: в саду обязательно должен быть методический план с примерными домашними заданиями. Отказаться от них можно, но подумайте о том, что вы скажете ребёнку и как это повлияет на его дальнейшее обучение. Будьте рядом с ребёнком, ведь дети растут очень быстро. Через 10 лет вам будет приятно сложить бумажный самолетик и провести вместе семейный выходной.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Кристину Чутких. Фото: Shutterstock (phBodrova)