4 вещи, о которых мечтает любой школьный учитель

Мы много раз писали о том, как выбрать школу для ребёнка. Но интересно узнать, на что обращают внимания учителя, когда решают, где им работать. «Мел» пообщался с педагогами из Павловской гимназии и узнал, что нужно современным преподавателям, чтобы любить своё место работы.

1. Свобода и самостоятельность

Обычно в школе всё довольно рутинно: загруженное расписание, вечера за тетрадками, регулярные педсоветы и родительские собрания. Отклонения допускаются редко, потому особенно ценно, когда школа доверяет учителю — от составления программы до выбора учебных материалов.

Петр Латышев преподаёт в Павловской гимназии английский и в зависимости от темы готовит для детей разные задания: «Это может быть урок, на котором мы слушаем подкаст или смотрим ролик о событии или проблеме, а потом обсуждаем его всем классом, в мини-группах, в парах. Такие уроки нельзя назвать скучными, на них кипят эмоции, а я, в свою очередь, пользуюсь моментом и учу ребят языку, который нужен для дискуссии».

Петр уверен, что методики, которые применялись в школах 20–30 лет назад, когда ученики только выполняли письменные грамматические упражнения или делали перевод с одного языка на другой, не всегда эффективны. Он по максимуму даёт ученикам свободу: «Ребята сами составляют список правил, которых мы придерживаемся. Я им доверяю, и они понимают, что некоторые вещи обязательны (например, использование только английского языка, дисциплина и взаимопомощь), а некоторые — недопустимы».

Учитель истории и обществознания Григорий Камчатнов в работе ценит свободу при наличии общих целей: «Главный принцип работы в Павловской гимназии — это гибкость при чётком каркасе. Здесь максимально внимательно относятся к потребностям взрослых и детей, гибко реагируют как на пожелания преподавателей при составлении расписания, так и на выбор предметов старшеклассниками. Вместе с тем у гимназии есть понимание целей, к которым она движется, есть преемственность и устойчивые традиции».

Сам он придерживается тех же принципов: в начале учебного года вместе с учениками определяет цели, в середине — анализирует, чего удалось достичь, что следует подтянуть. «Можно и отступить от программы, чтобы, например, научиться задавать вопросы, аргументировать свою позицию. Главное — полностью освоить учебный материал и всегда помнить, ради чего уходишь в сторону», — объясняет Григорий.

2. Мотивированные ученики

Каждому учителю важно уметь заинтересовать детей своим предметом, мотивировать их к познанию. Часто это зависит от общей атмосферы и культуры в школе, которые создаются и взрослыми, и детьми и в конечном итоге определяют ее привлекательность.

Преподаватель физики Кристина Косолапова пришла в гимназию после программы «Учитель для России» и двух лет в государственной школе. Она решила попробовать себя в частном образовании, и искала школу с ценностями и традициями. В первый же день ей назначили открытый урок, и это определило выбор: «С первых минут урока я была покорена детьми, их вдумчивыми вопросами и желанием открывать новое. Думаю, что именно желание работать с такими ребятами поставило точку в принятом мною решении».

С Кристиной согласна и Юлия Каратаева, учитель английского языка: «Дети часто шутят про то, что они практически живут в гимназии из-за своих многочисленных кружков, спортивных секций и творческих студий. Возможно, если бы в моей школе тоже была рок-студия и возможность играть в настольные игры на английском, я бы хотела проводить там всё своё время».

3. Дружный коллектив и возможность развиваться

В хорошей школе знают, что учителю важно не только учить, но и учиться, поэтому организуют всё необходимое: от новой техники и книг до записей на семинары и курсы. Не менее важны и взаимоотношения педагогов между собой: здорово, когда в коллективе происходит постоянный обмен идеями и знаниями и никто не работает ради галочки.

Например, учитель английского языка в начальной школе Майя Добрынина параллельно с работой в гимназии получает сертификат, который даёт право преподавать английский как иностранный почти в любой стране мира. Кроме того, ей нравится, что внутри школы есть возможность общаться с англоязычными коллегами и повышать уровень языка, не выходя с работы.

Отдельный разговор, когда учитель загружен лишними, казалось бы, совершенно не связанными с образованием вещами: починкой техники, учебного оборудования, заполнением бумаг. Майя говорит, что в гимназии комфортно работать ещё и потому, что здесь грамотно распределен функционал между сотрудниками:

«У нас нет необходимости быть еще и IT-специалистом или маркетологом. Каждый сотрудник занят своим делом»

В любом коллективе не обходится без противоречий, если параллельно идет много инициатив. Учитель истории и обществознания Григорий Камчатнов считает, что это часть рабочего процесса: «Наша школа — живой организм, и было бы странно, если бы противоречий не было. Но как только в горячей ситуации возникает вопрос „Ребята, а для чего мы здесь собрались, зачем мы работаем?“, градус кипения снижается, потому что ответ очевиден. У нас общие цели. А к общим целям можно двигаться, несмотря на разные взгляды. И часто учителя, имеющие разные точки зрения, делают невероятные совместные проекты. Такой парадокс».

Наконец, важны и внеклассные активности — мероприятия, где учителя общаются между собой и делают это добровольно, а не потому, что администрация школы всех заставила. Как это часто бывает, люди с удовольствием участвуют в том, что сами придумали. В Павловской гимназии, например, учителя учат учителей: можно подтянуть язык на курсах иностранных языков, сходить на кулинарный и художественный мастер-класс, повысить цифровую грамотность. Инициативы педагогов вырастают в знаковые мероприятия. Это вышедшие далеко за пределы школы и Международный фестиваль интеллектуальных игр «Павловская ласточка», и конференция «Старт в будущее», и локальные фестивали короткометражных фильмов и поэзии на иностранных языках, тематические конкурсы и квесты. Да и просто совместные уроки: например, физкультура плюс английский язык дают в результате чемпионат по квиддичу (популярная игра из вселенной «Гарри Поттера». — Прим. ред.).

4. Диалог с родителями

Бывает, что именно эта часть процесса становится для учителя самой проблемной: коммуникация с родителями часто оборачивается конфликтами, недопониманием с обеих сторон, и тем более грустно, если всё это сказывается на детях и их успехах.

«Мы считаем, что достичь образовательных целей можно только в союзе „педагог — ребенок — родитель“, — рассказывает Елена Власова, заместитель директора по начальной школе. — Поэтому ещё на этапе приёма мы с семьёй договариваемся об общих целях и ценностях, предостерегаем родителей от тотального контроля и завышенных ожиданий. В гимназии изобилие дополнительного образования — возникает соблазн нагрузить детей так, что они не могут выдохнуть. Мы стараемся всеми силами убедить их сохранить ребёнку нормальное детство».

На построение коммуникаций с родителями в школе работает целая система: это и персональные консультации по всем предметам, и специальные родительские дни, информационные рассылки, совместные мероприятия, постоянное общение с классными руководителями.

Павловская гимназия — частная общеобразовательная школа в Подмосковье, которой в этом году исполнилось 11 лет. У нее почти сотня успешных выпускников, устойчивый прирост учеников и проактивная педагогическая команда. По мнению Елены Васюковой — замдиректора по основной и старшей школе — сюда приходят люди, которые открыты активному сотрудничеству, обмену идеями, постоянному обучению. И для них в гимназии организованы все условия: профессиональное развитие, поддержка инициатив, творческая свобода. Кстати, сейчас Павловская гимназия расширяет свою педагогическую команду — посмотреть вакансии и оставить заявку можно на сайте.


..Следующая страница->